Версия сайта для слабовидящих

Get Adobe Flash player

Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы. Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное к ней отношение.

Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, а именно ранней возраст, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека. Приобщения к экологической культуре у нас начинается с младшей группы. Для этого используется парциальная Программа «Экологическое воспитание для детей младшего дошкольного возраста» Л.И.Мосягиной. Программа разработана для детей 3-4 лет. Срок реализации – 1 учебный год. Цель программы: формирование экологической культуры детей младшей группы, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Задачи:
Формировать у детей представления о растениях, животных, о человеке, развивать способности детей к познанию мира природы;
Обучать элементарным нормам поведения в природе, формировать навыки рационального природопользования в повседневной жизни;
Воспитывать гуманное отношение к живым организмам;
Воспитывать любознательность, эстетическое восприятие.

Со старшими дошкольниками мы работаем по методике работы Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве.

Данная книга — это методическое пособие к программе «Юный эколог» для работы с детьми подготовительной группы детского сада. Она содержит один из вариантов конкретных технологий формирования начал экологической культуры у детей 6—7 лет. Технология построена на организации взаимодействия дошкольников с природой ближайшего окружения, познании того, что растет и живет рядом с ребенком. Перед воспитателем стоит задача показать детям разнообразие природных явлений, помочь понять, что все живое имеет потребности, которые могут быть удовлетворены хорошими условиями внешней среды. Человек (ребенок, воспитатель) играет важную роль в поддержании, сохранении или создании условий для живых существ, обитающих по соседству.

Главная задача представленной технологии — формирование у детей осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними.

Один из путей повышения эффективности экологического развития состоит в использовании разнообразных методов и приемов работы.

Мы используем в работе с дошкольниками по экологии следующие формы и методы:
•экологические экскурсии;
•экологические конкурсы;
•экологические викторины;
•экологические акции;
•лаборатория юного эколога;
•экологическая тропа;
•экологические выставки и экспозиции;
•дни экологического творчества;
•экологические сказки.

Важным источником знаний о природе является наблюдение. Одной из задач нашей работы является, совершенствовать умения и навыки детей в наблюдении за живыми и неживыми объектами природы.

В процессе наблюдения дети учатся всматриваться, любоваться, радоваться и восхищаться красотой природы, у них развивается наблюдательность и любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы. Наблюдение даёт возможность познакомить детей с природными явлениями, взаимосвязью живой и неживой природы. Наблюдения с детьми организовываем при ознакомлении детей с растениями и животными, погодой, трудом взрослых в природе, на занятиях и экскурсиях, на прогулках, в уголке природы и т.д. Разработала циклы наблюдений за живыми объектами природы.

Знакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь помогает уголок природы, где содержатся комнатные растения. Растения уголка природы дети видят ежедневно, под руководством наших воспитателей дети систематически наблюдают, ухаживают за ними.

Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать. Так же в уголке природы находится природный материал, наглядные пособия, дидактические игры, картотеки загадок о животных и растениях, наблюдений в природе, художественного слова, физкультминуток, пальчиковых игр, календарь природы (дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы, которые наблюдали на улице). Различные модели заместители реальных объектов (глобус, календарь погоды, рисунки-модели растений, животных и других объектов природы, природных явлений).

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игровые технологии, которые включают различные виды игр. Игры экологического содержания используем, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру, заложены, прежде всего, в дидактических играх. Очень эффективны игры с различными природными материалами (овощи, фрукты, цветы, камни, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть.

В своей работе воспитатели используют опытно-исследовательскую деятельность. В процессе ознакомления с природой у детей формируется представление о живом и не живом мире, о взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений природы. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.

Кроме того, дидактический материал обеспечивает развитие двух видов детской активности: собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим, и активность, стимулируемой взрослым.

"Живое" действие с предметами начинает вызывать интерес у детей к познанию мира, активное участие в процессе занятий при усвоении знаний об окружающем, развивает самостоятельную, познавательную деятельность.

Дети начинают предполагать результаты опытов, выстраивая причинно — следственные связи между предметами и взаимодействиями с ними, тем самым развивают доказательную сторону своей речи.

Наиболее эффективный способ реализации задач экологического образования - это организация проектной деятельности. В группах реализуются экологические проекты. Общими задачами этих проектов были:
• формировать у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы. создать экологически благоприятную среду на территории ДОУ;
• развивать познавательные умения детей и родителей при овладении исследовательскими методами познания природы;
• организовать практическую природоохранную деятельность детей и родителей; реализовать одну из форм работы с родителями проектно-исследовательской деятельности.
• развивать взаимопонимание и взаимопомощь между детьми, педагогами, родителями, потребность в постоянном саморазвитии экологической культуры;

• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе.
• совершенствование уровня знаний, экологической компетентности родителей по теме проекта.

Большое внимание мы уделяем работе с родителями. Основной целью во взаимодействии с семьёй считаем – достижение единства в воспитании ребёнка. Мы организую экологические праздники для детей и родителей, развлекательные мероприятия на природе, выставки,спектакли, экскурсии, консультации. Подбираем материал для информационных стендов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вся работа способствовала сплочению семей и педагогического коллектива, воспитанию у детей любви к родному дому, к природе в целом, формированию более целостного восприятия мира, воспитанию экологической культуры у дошкольников.

В группах оборудован экологический центр, где представлены детская и энциклопедическая литература природоведческого и экологического содержания, пособия для экспериментирования, дневники наблюдений и другие материалы.На территории дошкольного учреждения созданы опытный участок, метеостанция, «экологическая тропа», модель водоема с утками, чтобы воспитанники могли проводить опытно-исследовательскую деятельность, наблюдать за ростом различных растений и кустарников, организовываются наблюдения за погодой, делаются выводы о взаимосвязях и взаимозависимостях в природе.

Мы устраиваем акции и проекты, которые помогают сформировать экологическую культуру. Например, акции по озеленению территории ДОУ, уборке мусора, охране деревьев на участке. Проекты могут быть направлены на благоустройство участка, помощь зимующим птицам, разработку Красной книги природы родного края, создание игрушек из бросовых материалов и др.

В Саду мы устраиваем выставки работ из природного материала, выставки детского рисунка на экологическую тематику.

 

 

Документальный фильм

Фильм, посвященный учителям и воспитателям, чей ежедневный, порой малозаметный труд является основой будущего нации "Урок на всю жизнь"

Обратная связь

Click to refresh

Министерство труда

ГИС АСУ РСО

Демострационная версия модуля

«Е-услуги. Образование»

УФНС России

"Декларационная кампания - 2016"